Тендеры: цикл статей. Оригинальные и совместимые картриджи в госзакупках

Продолжаем рассказ о поставках картриджей в рамках госзакупок. Поговорим об оригинальных и совместимых изделиях.

Оригинальный картридж  выпускается вместе с принтером или поставляется  его производителем.

Совместимый картридж по конструкции и свойствам идентичен оригиналу, но его производит сторонняя компания, не имеющая отношения к производителю печатающего устройства. Это не подделка. У производителя совместимых картриджей, как правило, есть свой товарный знак.

Подробнее об отличиях оригинальных и совместимых картриджей смотрите тут.

 

В госзакупках заказчики покупают и оригинальные, и совместимые картриджи.

Оригинальные картриджи покупают чаще тогда, когда техника еще находится на гарантии, не смотря на то, что использование совместимых картриджей никак не влияет на гарантию.  А иногда это принципиальная позиция заказчика — работать только с «родными» запчастями.

 

Техзадание на покупку оригинальных картриджей будет выглядеть примерно так:

 

п/п

Параметры требований к товару Конкретные требования к товару, указываемые университетским заказчиком
1 Предмет контракта Поставка оригинальных  картриджей.
2 Начальная (максимальная)  цена контракта 2 430 658 руб. 38  коп., включая НДС 20%
3 Местом доставки товара является г. Москва, ул. 1, д. 2, корп. 3.
4 Сроки поставки товара В течение 30 дней с даты подписания контракта.


СПЕЦИФИКАЦИЯ

№ п/п Наименование товара Технические, функциональные, эксплуатационные характеристики Единица измерения Количество товара
1 Тонер оригинальный Canon C-EXV42

Для МФУ Canon IR 2206N

Производитель:  Canon

Цвет:  черный

Ресурс не менее (стр.):   10 200

шт. 50

 

Но, поскольку на покупку тратятся бюджетные средства, такое бывает не часто. Средства у заказчиков ограничены. Да и в целом законодательство о госзакупках ориентирует госзаказчиков на то, что нельзя ограничивать поставщиков в выборе марки товара. Поэтому наименование товарного знака обычно сопровождается словами «или эквивалент».

Пример технического задания на покупку совместимых картриджей будет выглядеть так:

 

п/п

Параметры требований к товару Конкретные требования к товару, указываемые университетским заказчиком
1 Предмет контракта Поставка оригинальных или эквивалентных картриджей.
2 Начальная (максимальная)  цена контракта 2 430 658 руб. 38  коп., включая НДС 20%
3 Местом доставки товара является г. Москва, ул. 1, д. 2, корп. 3.
4 Сроки поставки товара В течение 30 дней с даты подписания контракта.
5 Требования к качеству

Указаны в спецификации.

Все картриджи должны быть совместимы с имеющимся оборудованием

6 Требования к совместимости товара с уже имеющимся оборудованием у Заказчика: Оригинальные расходные материалы предназначены для гарантийной оргтехники Canon, Konica Minolta, HP, Epson.

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ

№ п/п

Наименование товара

 

Технические, функциональные, эксплуатационные характеристики Единица измерения Количество товара
1 Тонер Canon C-EXV50 или эквивалент

Для МФУ Canon IR 2206N

Производитель:  Canon

Цвет:  черный

Ресурс не менее (стр.):   10 200

шт. 50

 

Это значит, что поставщик может поставить как оригинальный товар, как и качественный аналог. Например, совместимый картридж, производства компании Target.

 

Как понять, какие картриджи нужны заказчику на тендере?

Нужно проанализировать наименование закупки и техническое задание (это часть документации по каждому конкретному тендеру).

  • Если заказчик хочет приобрести «оригиналы», то именно это будет указано в документации о закупке. Например, закупка будет называться так: «закупка оригинальных картриджей …».
  • Если в названии слова «оригинальный» нет, то необходимо внимательно прочитать техническое задание (описание закупаемых товаров) и спецификацию. Нет ли там указания на производителя.
  • Иногда заказчик прямо в названии пишет, что будет покупать совместимые картриджи.

 

Запомните: если вы торгуете совместимыми картриджами, нет смысла подавать заявку на тендер, где закупаются оригиналы.  Такую заявку отклонят. Это означает, что вы не сможете претендовать на победу.

Можно попробовать оспорить текст документации (само требование оригинальности). Основным аргументом здесь будет то, что заказчик ограничивает конкуренцию. Судебная практика, правда, очень противоречивая.

К счастью, большинство закупок картриджей ориентированы на аналоги, а не на оригиналы.